Лидер и эмоциональный интеллект


Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Роль лидера заключается в том, чтобы побудить остальных следовать по тому пути, который он проложил, чтобы воплотить в жизнь созданное им представление, видение желаемого будущего.

Лидеры достигают большего, чем менеджеры. Менеджеры контролируют достижение результатов, которые были бы достигнуты в любом случае. Лидеры достигают результатов, которые без них не были бы достигнуты. Это удается сделать за счет раскрытия внутренней энергии и силы – силы, вдохновляющей людей на достижение их целей. Лидеры преуспевают во времена перемен и нестабильности, менеджеры – в спокойные времена.

Лидерство увлекательно. Оно полностью поглощает ваши мысли и диктует наиболее важные поступки. Лидерство – это придание смысла работе других. Однако вам не удастся это сделать, если в вашей собственной работе нет смысла. Всеми своими поступками вы должны демонстрировать этот смысл. Ваши ценности как лидера, ваши поступки как лидера, ваши мысли как лидера будут пронизывать вашу организацию. Как сказал Ганди: «Ты должен сам быть тем изменением, которое хочешь создать». 

Теорий лидерства существует много. Какие-то теории, такие как «Лидерами рождаются» или «Лидер и группа», больше не используются, какие-то - «Ситуационное лидерство», «Лидерство с позиции логических уровней», «Эмоциональное лидерство» - продолжают эффективно «работать» в современной управленческой жизни. Появляются и новые теории, например, «Объединяющее лидерство», «Интегральное лидерство» и другие.


В новых подходах к лидерству считается, что современный руководитель вовлечен в жизнь своих сотрудников так и настолько, что способен улучшить их работу и результаты с помощью выстраивания доверительных отношений, привнесения смысла в рабочие отношения и путем налаживания диалога в организации. С подобными задачами эффективно справится лидер, обладающий чувственным, эмоциональным интеллектом, т.к. доверие и диалог возникают только в командах, которыми руководят лидеры с высоким уровнем эмоциональной, социальной компетентности, способные постоянно находиться в состоянии «осознавания» своих чувств и чувств других людей, способности конструктивно влиять на окружающих, уважать и любить себя и других.

В своей рабочей жизни, руководителю, порой, не сложно понять и почувствовать, что какой-то лидерский прием «вдруг» перестал работать. Намного труднее разобраться в причинах этого, и очень трудно – ответить на вопрос, а чем же его заменить, какие управленческие компетенции требуются и как ими овладеть. И появляющиеся в последнее время взгляды на лидерство, как бы под другим фокусом – и есть попытка вооружить современных руководителей более широким и более гибким лидерским репертуаром.

При этом нужно понимать, что развитие компетенций, которые позволят назвать руководителя «новым интегральным лидером» - это сложный, инновационный процесс. Почему? Потому что развитие лидера – процесс многоуровневый:

Базовый уровень: Предусматривает владение ключевыми менеджерскими компетенциями на достаточном уровне и понимание своих собственных сильных сторон.

Мета уровень: Подразумевает осознанность, самореализацию и системное мышление. Иными словами, лидер должен уметь выходить за рамки своего восприятия реальности, видеть ситуацию с разных позиций, уметь мыслить концептуально.

Интегральный уровень: Этот уровень лидерской компетентности — это тонкая настройка бизнеса и людей: управление энергией, мировоззрением, развитием, своим собственным и своих последователей. Лидер должен обладать высоким уровнем энергетики, личностной зрелости, интуиции: быть цельным высоконравственным человеком, уметь «считывать» потребности и ценности человека с его поведения и конструктивно влиять, быть способным трансформировать мышление сотрудников, вдохновлять и наставлять.


Инна Шевченко, тренер-консультант Schouten Russia